Газета «Вестник»
Архив

№ 35 (559)
7 сентября 2001


Заголовки в формате RSS

Владимир Маяковский. Нате!


Владимир

Разве можно придумать лучшее название для выставки, открывающейся сегодня в Музее современного изобразительного искусства имени А.Пластова? Здесь представлены экспонаты из фондов Государственного музея Маяковского в Москве.

Второй совместный проект ульяновского и столичного музеев родился в рамках фестиваля «Культурная столица». В названии выставки есть уточнение — «авангард производству».

Говоря о вкладе России в культуру XX века, мы прежде всего вспоминаем авангард. Кандинский, Малевич, Шагал дали большой толчок для развития не только изобразительного искусства, но и дизайна. Русский авангард, как полагали его основоположники, был предназначен для понимания очень широкого круга людей. Это было не что иное, как попытка внедрения искусства в массы. Увы, революции были нужны авангардисты — художники революционного склада, бунтари, но не был нужен авангард. И в то же время ей были чужды художники старой формации — классики, но их искусство — ближе и понятнее. Такая дилемма, возникнув в 20-х годах, разрешилась уже к 30-м, когда авангард если и не был явно запрещен, то во всяком случае оказался не у дел.

ТоварищиАвангардисты, пожалуй, первыми решили, что искусство должно быть полезным человеку в его повседневной жизни. Экспонаты выставки наглядно демонстрируют посетителям разительное отличие рекламы двадцатых от нынешней. Здесь представлено большое количество рекламных плакатов, эскизы которых готовили Маяковский и Родченко, а слоганы сочинял сам поэт. Как вам, к примеру, вот этот: «Плевки убивают по нашей вине народу больше, чем на войне»? Другие экспонаты — костюмы по эскизам Варвары Степановой, подлинные фрагменты тканей от Людмилы Маяковской, сестры поэта, известной художницы по текстилю, долгое время работавшей на фабрике «Трехгорная мануфактура». Примечательно, что «трехгорщики» пытались восстановить эти ткани, но до сих пор не получается. На выставке можно будет увидеть и очень модный в 20-е годы агиттекстиль Ганиной-Кравцовой, ученицы Людмилы Маяковской.

Кстати, когда Музей Маяковского показывал свою экспозицию в Милане, модельер с мировым именем Армани буквально прыгал у витрин с костюмами, восторгаясь авангардистским подходом к удобству, целесообразности и красоте.

Посетители выставки в Ульяновске своими глазами посмотрят на «Окна РОСТА», фото репетиций «Клопа», фотопортреты Владимира Маяковского, выполненные Родченко. В одном из залов экспозиции выставлены картины авангардистов, в том числе из фондов ульяновского Музея современного изобразительного искусства. Работа Менькова, правой руки Малевича, в прямом смысле слова — раритет, поскольку в России сохранилось всего четыре его картины.

Вообще-то, перечислить все интереснейшие экспонаты выставки невозможно. Конечно, это нужно и стоит смотреть. Здесь много неожиданного и в то же время до боли знакомого, потому что в памяти всплывает совсем недавняя, но порядком подзабытая советская эпоха. Правда, смотришь на нее другими глазами.

Благодарим за помощь директора Музея
современного изобразительного искусства
имени А.Пластова Елену Сергееву.

Предыдущая статья  Следующая статья
Архив
Ульяновский государственный университет

Главный редактор: Хохлов Д.Г.

Адрес:
432700 г.Ульяновск
ул. Водопроводная, д.5

Телефоны:
67-50-45, 67-50-46

Газета зарегистрирована
28.03.1996 г. Поволжским регионалным управлением Госкомпечати. С 1335.

Site design:
Виорика Приходько

Programming:
Олег Приходько,
Константин Бекреев,
Дмитрий Андреев

[Valid RSS]


Свежий номер   |   О нас   |   Для рекламодателей   |   Доска объявлений   |   Письмо в редакцию   |   Ссылки

Copyright © Вестник, 2001-2019